Наиболее сложным и опасным маневром в дорожном движении является обгон, он требует от водителя высокого мастерства управления автомобилем. Рассмотрим схему обгона, которая изображена на рисунке.
Путь (зона) обгона состоит из трех фаз.
I. Фаза перестроения.
II. Фаза опережения.
III. Фаза возвращения на свою полосу.
Фаза перестроения включает в себя следующие ваши действия:
· подать левый указатель поворота;
· плавно и быстро изменить направление движения, выехав на соседнюю полосу;
· увеличить скорость, при этом можно перейти на пониженную передачу, если у вас нет запаса мощности на прямой передаче. Особенно это надо делать для уверенного обгона на дорогах с повышенным сопротивлением качению колес, на дорогах песчаных или заснеженных и если начинаете обгон с малой скоростью. Это обеспечит вам быстрый разгон;
· на дистанции безопасности l1 до обгоняемого автомобиля перестраиваться на другую полосу и выключить левый указатель поворота;
· дистанция безопасности должна давать вам возможность вернуться в исходное положение, если обгоняемый транспорт неожиданно совершит поворот влево и если на встречной полосе, например из-за поворота, неожиданно появится препятствие, которое вы ранее не заметили.
Фаза опережения включает в себя:
· осмотреться и еще раз убедиться: полоса опережения свободная и вы не создаете помех другим участникам дорожного движения;
· если препятствие есть, вы сбрасываете газ, притормаживаете и возвращаетесь на исходную полосу;
· если полоса свободная, вы продолжаете увеличивать скорость;
· предупреждаете обгоняемое транспортное средство вне населенного пункта звуковым сигналом, а в любом месте — переключением света фар об обгоне;
· опережаете обгоняемое транспортное средство с интервалом в 1,5—2 м.
Вы не должны ничего включать или переключать, обе ваши руки должны твердо держать рулевое колесо; вы должны внимательно следить за обстановкой и быть готовыми к любому маневру или действию.
Фаза возвращения на свою полосу включает в себя:
· включение правого указателя поворотов;
· оценку обстановки через зеркало заднего вида сзади и спереди для определения угла перестроения на свою полосу. При отсутствии помех этот угол надо стремиться сделать более острым;
· опережение обгоняемого на расстояние l2, равное длине обгоняемого транспортного средства;
· изменение направления движения плавным и быстрым вращением рулевого колеса;
· опережение обгоняемого транспортного средства на дистанцию безопасности l4, которая должна обеспечивать движение обгоняемого транспорта без торможения и изменения направления движения;
· выключение правого указателя поворота;
· продолжение движения с большей скоростью, чем скорость обгоняемого транспорта. Вы обогнали его, так как его скорость вас не устраивала.
Скорость обгоняемого автомобиля V1 практически была равномерной, и путь S, пройденный им во время обгона tоб, можно определить по формуле:
S=V1· tоб.м.
Следовательно, весь путь обгони So6 можно приблизительно определить следующим образом:
So6 =S+[(l1+l4) + (l2+l3)] м.
Исходя из этой формулы и составлена таблица 4, которая приводится в литературе по безопасности дорожного движения.
Чем меньше время и путь обгона, тем безопаснее обгон. Из этого следует, что выезжать при обгоне на сторону встречного движения надо в тех случаях, когда она свободна на таком расстоянии, при котором встречный транспорт не успеет приблизиться на опасное расстояние к вашему автомобилю.
Обгон не следует начинать на скользких и мокрых дорогах, где тормозной путь увеличивается. При торможении, особенно экстренном, которое может неожиданно потребоваться вам, возможны столкновения и опрокидывания из-за заноса и потери управления. А на мокрой дороге, когда вы пытаетесь опередить обгоняемый транспорт, особенно крупногабаритный, облако мелкой грязи и жидкости, летящее из-под колес этого транспорта, полностью закрывает вам видимость, и стеклоочистители с трудом справляются с очисткой стекол.
Опасно начинать обгон в тех местах, где возможно неожиданное появление пешеходов: у кинотеатров, школ, больниц, стадионов, возле остановок общественного транспорта и т. д.
Большую опасность представляет двойной обгон. При выезде для обгона на соседнюю полосу вы не просматриваете ее, так как впереди идущее транспортное средство, совершающее опережение, закрывает обзорность. Поэтому обгон на трехполосной и двухсторонней дороге с выездом на полосу встречного движения запрещен.
|