Начало движения на подъеме намного труднее, чем на ровной дороге. Поэтому отрабатывайте этот прием особенно хорошо, чтобы не создавать аварийной обстановки на дороге, когда вам придется произвести остановку на такой дороге.
При трогании на подъеме необходимо преодолеть силу сопротивления качению колес; силу инерции; силу сопротивления подъему.
Поэтому частота вращения коленчатого вала при трогании на подъеме должна быть больше, чем при трогании на ровном участке дороги, и должны, быть приняты меры, предотвращающие скатывание автомобиля назад.
Техника исполнения:
■ убедиться в безопасности выполняемого движения;
■ из исходного положения выехать на подъем;
■ остановиться у заранее намеченной линии на подъеме;
■ нажать на рабочий тормоз и держать автомобиль на подъеме;
■ поднять рычаг стояночного тормоза вверх (включить его);
■ снять ногу с педали тормоза;
■ резко нажать на педаль сцепления, выключая его;
■ еще раз убедиться в безопасности движения;
■ включить первую передачу;
■ медленно отпустить педаль сцепления, не допуская «схватывания» сцепления;
■ одновременно нажать на педаль газа — увеличить частоту вращения коленчатого вала, чем круче подъем, тем больше должны быть обороты;
■ в тот момент, когда вы почувствуете момент включения сцепления, начинаете отпускать стояночный тормоз;
■ одновременно увеличиваете нажатие на педаль газа — еще больше увеличиваете частоту вращения коленчатого вала;
■ после чего полностью отпускаете стояночный тормоз, если автомобиль плавно трогается без скатывания назад.
Возможные при этом ошибки: автомобиль скатывается назад, а вы при этом резко нажимаете на педаль газа — сильно увеличивается сила тяги, которая преодолевает силу сопротивления качения колес; и колеса пробуксовывают, особенно на дороге с малым коэффициентом сцепления; двигатель сильно «шумит», а скатывание продолжается. Надо немедленно остановить автомобиль любым тормозом и начать трогание заново.
Недопустимо при начавшемся скатывании все же пытаться выехать на подъем. При этом сильно изнашиваются детали двигателя, шины и тормоза.
Двигатель остановился. Причины: резко отпустили педаль сцепления, слабо нажали на педаль газа — частота вращения коленчатого вала мала, задержали выключение стояночного тормоза.
Надо: немедленно затормозить любым тормозом и начать трогание заново.
Управление педалью сцепления, педалью газа и стояночным тормозом требует определенной точности. Тренируйтесь до тех пор, пока не приобретете определенный навык плавного трогания с места на подъеме без скатывания назад.
|